КОНЦЕПЦИЯ «ГОРОД-САД»


Концепция развития новых территорий городского округа Жуковский возрождает идею «города-сада» в новом историческом контексте, отталкиваясь от реальных процессов, связанных с формированием на территории городского округа Национального центра авиастроения — крупнейшего научно-внедренческого отраслевого комплекса, объединяющего материально-технические и интеллектуальные ресурсы отечественного авиастроительного сектора.


 
Концептуально «город-сад», описанный английским социологом Э. Говардом в начале XX века в книге «Города-сады будущего», представляет собой небольшой город с разреженной застройкой, окруженной садово-парковым поясом, и ограниченным числом жителей (30-50 тыс.), обеспеченных  одновременно всеми удобствами городской жизни и тесной связью с природой. Планы «городов-садов» напоминают симметричные узоры с продуманной концепцией функционирования сложных социальных и градостроительных объектов.
 
 
Govardscheme
 
City
 
Идея создания «города-сада» на месте современного Жуковского пронизывает всю историю города, начиная с 1912 года, когда управляющим  Московско-Казанской железной дороги Николаем Карловичем фон Мекк был заказан проект «города-сада» для железнодорожных рабочих в районе платформы Прозоровская (совр. Кратово).
 

Plan


Проект «города-сада» полностью оправдывал своё название: из 680 га выделенной под застройку территории 170 га отводилось под окружавшие город парки и 53 га — под зеленые зоны внутри. Жилые кварталы занимали 335 га, около 85 га проектом отводилось под учебный комплекс и порядка 13 га — под производственный. В плане «город-сад» имел «лучевую» структуру: три главных улицы-луча сходились к платформе, возле которой была предусмотрена центральная городская площадь в форме круга с административным зданием, театром, зданием общественного собрания, церковью, библиотекой и банком. Центральный «луч» — бульвар — являлся четко выраженной композиционной осью плана, связывающей въезд в город с центральной площадью. Планировка предполагала строительство без излишеств, при этом рациональное и по последнему слову техники. Кроме того, были разработаны строительные правила, регламентирующие права владельцев усадеб, — дома должны были строиться с определённым отступом от оси улицы, на каждый дом отводился участок от 14 до 23 соток, при этом запрещалось застраивать более 10% участка и вырубать более половины растущих на нём деревьев. В этом проекте тогда удалось воплотить актуальные и сегодня градостроительные идеи: город, органично вписанный в природный ландшафт, индивидуальный тип жилой застройки и свободный доступ ко всем благам цивилизации.

 

До начала первой мировой войны в рамках проекта «города-сада» удалось возвести несколько строений больничного городка.

 

corpus 

 

Новая попытка создания здесь «города-сада» была предпринята уже при советской власти в 1933 году, когда была утверждена строительная пло­щадка для Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и разработан генеральный план «соцгорода» для авиаторов на базе поселка Стаханово, который к 1939 г. насчитывал уже порядка 11 тыс.  жителей и  постоянно увеличивался за счет активного освоения прилегающих земель.

 

Проект отличался чётким функциональным зонированием и состоял из «соцгорода» и дистанцированной от селитебной территории локализованной производственной зоны. «Город-сад» советской эпохи представлял собой рабочий поселок при крупном (градообразующем) предприятии с общественным центром, большим количеством культурных, учебных, лечебных и обслуживающих учреждений.

 

Hydrodrom
 
 
Природные условия местности диктовали обращение планируемых территорий к реке Быковке и Москве-реке, размещение испытательного аэродрома на пойменной территории за лесным массивом – экранирующим элементом по отношению к жилой застройке. В пойме Москвы-реки предполагалось создание водохранилища и гидродрома.

 

Хотя оригинальная концепция «города-сада» идеологически осуждалась советской властью в 1930-1970 г.г., облик рабочего поселка того времени совпадал с «городом-садом» и по численности населения, и по характеру планировки, и по принципам зонирования, и по балансу территории. Несмотря на некоторый схематизм, генеральный план «соцгорода» в целом развивал градостроительные решения времен фон Мекка, сохраняя сложившееся трёхлучие от ст. Прозоровской, формируя систему бульваров в кварталах жилой застройки, развивая прибрежные и рекреационные территории в пойме реки Быковки.

 

К началу Великой Отечественной войны в поселке уже функционировала первая средняя школа, были возведены малоэтажные жилые дома, начал свою деятельность Летно-исследовательский институт (совр. ЛИИ им. М.М. Громова), завершилось строительство испытательного аэродрома. Однако в условиях войны с мечтой о живописном и комфортном «городе-саде» вновь пришлось расстаться.

 

До момента, когда идея о создании «города-сада» на этой территории вновь приобрела актуальность после выхода 20 февраля 2008 года указа Президент РФ № 217 о формировании в Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА) и присоединения Правительством Московской области к г.о. Жуковский правобережных земель сельскохозяйственного назначения Раменского муниципального района под строительство жилой и социальной инфраструктуры НЦА, поселок Стаханово превратился в город, был переименован в Жуковский и приобрел статус наукограда.

 

В конце 2011 года управляющей компанией проекта создания НЦА были приобретены в собственность 886,8 га земли из состава присоединенных территорий и начаты работы по формированию градостроительной концепции их развития.  Совместными усилиями международного плейсмейкинг консультанта John Thompson & Partners и российского архитектурного бюро Группа АРК новую путевку в жизнь получили лучшие из идей основоположника концепции «города-сада» Э. Говарда и его последователей.

 

english 3
 
 

По замыслу архитекторов правобережный район Жуковского станет местом, гармонично сочетающим в себе преимущества городской жизни с достоинствами проживания в деревне. По традиции в основу концепции развития нового жилого района заложен принцип максимального использования уникального местоположения и ландшафта территории при условии сохранения экологического равновесия. Важнейшими элементами инфраструктуры новых территорий  НЦА станут общественные пространства, парки и другие места отдыха, а наличие водных объектов и обширных пойменных пространств, свободных от застройки и выполняющих экологические и природоохранные функции, в разы увеличит рекреационный потенциал территории. Концепция озеленения и благоустройства территорий предусматривает размещение различных категорий насаждений в прямой зависимости от их функции: для создания условий отдыха городского населения, для защиты города от сильных ветров, для улучшения микроклиматических условий, для украшения городских улиц, площадей и кварталов.

 

masterplan

 

Новая застройка логично вписана в сложившуюся планировочную организацию территории городского округа Жуковский, интегрирована в существующую транспортную структуру района и обеспечена необходимыми внутренними транспортными и пешеходными коммуникациями. Жилье, общественные пространства, рабочие места, объекты социальной и коммерческой инфраструктуры будут располагаться в пределах шаговой доступности.

 

Освоение новых территорий неразрывно связанно с развитием основной площадки НЦА, где разместятся объекты научно-производственного комплекса,  по мере ввода которых будет возрастать потенциальный спрос на объекты жилой и коммерческой инфраструктуры будущего «города-сада». Концепцией предусмотрено размещение порядка 2 млн кв.м комфортного малоэтажного жилья:

    • коттеджи разместятся на территориях, максимально приближенных к реке и обеспеченных удобным доступом к основным магистралям, но не примыкающих к ним;

    • таунхаусы разместятся в центре жилых кварталов, создавая «прослойку» между коттеджами и жильем более низкого класса; 
    • малоэтажные многоквартирные дома займут оставшиеся территории, в том числе, прилегающие к основным улицам.

 
 

Таким образом, этажность застройки постепенно снижается от участков, граничащих с дорогами в сторону природного парка — город как бы растворяется в ландшафте, точно отражая саму суть явления «города-сада».  

 

Conceptual

При этом все объекты жилой недвижимости будут отвечать параметрам повышенной звукоизоляции, обладать высокими качественными характеристиками, индивидуальными фасадными решениями и максимально комфортными планировками.

 

Важный принцип, заложенный в концепцию правобережного «города-сада» — комплексное развитие всех функциональных назначений и формирование самодостаточной среды внутри проекта за счет правильного баланса жилой, социальной и коммерческой составляющей. Многофункциональность застройки создаст новое пространство – более разнообразное, интенсивное по коммуникациям; такой город будет «жить» 24 часа в сутки.

 

Особое значение в рамках развития новых территорий НЦА имеет Инновационный комплекс «Жуковский» — объект научно-внедренческой инфраструктуры НЦА, в состав которого входят отраслевой Технопарк, Объединенный образовательный комплекс  и объекты социальной инфраструктуры. Инновационный комплекс как объект федерального значения призван стать доминантой перспективной застройки, подобно тому, как ЦАГИ формировал ядро «города-сада» советской эпохи.

 

Вновь обращаясь к планировочным идеям «города-сада», воплощающего собой мечту о гармоничном сосуществовании человека с природой, свободе от унылого схематизма мегаполисов в сочетании с комфортными условиями проживания и доступностью всех современных сервисов, концепция развития нового правобережного района Жуковского обеспечивает преемственность в формировании особой пространственной среды города, сохраняя его историческое, градостроительное и культурное наследие для будущих поколений жителей.

©  2012  Национальный центр авиастроения   125040, Россия г. Москва, улица Правды, д.1  •  телефон: +7  (495)  626-43-19  •  факс:  +7  (495)  626-47-12  •  e-mail:  office@ncarussia.ru

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.ncarussia.ru обязательна.